Рым-болты и рым-гайки - как правильно выбрать и применять при подъеме грузов
Если предстоит работа с тяжелыми грузами, которые придется поднимать, прибегают к использованию рым-болтов, а также рым-гаек. Они обеспечивают надежную фиксацию объекта, его безопасное перемещение. Благодаря конструктивным элементам изделий беспрепятственно создается неподвижная точка опоры. Размер, грузоподъемность и материал, используемый для производства крепежа установлены в соответствии с международным и российским стандартом. Первый обозначается DIN 508 и DIN 582, второй − ГОСТ 4751-73.
Что представляет собой рым-болт

Этот крепеж имеет форму болта, но вместо обычной головки предусмотрено фиксирующее кольцо. Название крепежа происходит от голландского слова «ring», что переводится как «кольцо».
Выглядит рым-болт в виде металлического стержня, на который производителем нанесена резьба. Надежная фиксация обеспечивается за счет вкручивания. Благодаря резьбовому соединению крепеж способен выдерживать достаточно высокие нагрузки.
Рым-болт изготавливают из углеродистой, нержавеющей стали. Каждый вид используемого при производстве материала имеет свои особенности:
- Углеродистая сталь чувствительна к влаге, поэтому крепеж из нее может применяться только в сухих условиях. Среди преимуществ материала − высокая прочность на растяжение, устойчивость к износу.
- Нержавеющая сталь не боится влаги, агрессивных сред, химикатов. Она устойчива к механическим нагрузкам, выдерживает низкие температуры, сохраняя первоначальные характеристики.
Для производства крепежа также могут использоваться дорогостоящие сплавы, например, алюминий, латунь. При выборе рым-болта обращают внимание на диаметр. Он варьируется от 6 мм до 64 мм.
Что представляет собой рым-гайка

Элемент для крепежа визуально напоминает гайку, но внутри у нее присутствует резьба. Благодаря конструкционным особенностям рым-гайка ее использование целесообразно в ситуациях, когда нужно обеспечить надежное соединение.
В отличие от рым-болта, который вкручивается в элемент конструкции, рым-гайка накручивается на него. Оба они не являются самостоятельными элементами, поэтому могут применяться только с сопутствующими крепежами. Основа у рым-гайки представлена в виде металлической шайбы с отверстием и внутренней резьбой. Чтобы поднимать груз, перемещать его, сверху гайки имеется петля.
Классификация крепежных элементов
Рым-крепеж классифицируется по материалу, из которого выполнен. Форма кольца у него может быть круглой, овальной. В зависимости от варианта исполнении у рым-болтов, гаек фиксация кольца может осуществляться перпендикулярно стержню. Другой вид крепежа подразумевает вращение конструкции вокруг оси за счет установки фиксирующего элемента в пазы.
Рым гайки различаются по конструкции. Они бывают:
- Стандартные − обозначаются DIN 582; форма кольца у них круглая, овальная; резьба стандартная. Используются, когда нужно поднимать вертикально груз.
- Удлиненные − обозначаются ART 8537; подразумевают увеличенный размер рабочей части, за счет чего соединение получается максимально надежным. Целесообразно использовать при вибрациях, а также при больших ударных нагрузках.
- Швартовые − обозначаются DIN 80704; имеют трапециевидную петлю. Используются для выполнения такелажных работ в портах; обеспечивают фиксацию плавучих средств к береговым сооружениям.
От диаметра резьбы зависит грузоподъемность. Чем он выше, тем выше грузоподъемность. Максимальная может достигать 3.6 тонны. Это лишь некоторые параметры, позволяющие классифицировать рым-гайку. Они могут быть дополнены другими параметрами, которые зависят от поставленных перед крепежом задач, условий эксплуатации.
Как крепится рым-крепеж
Перед установкой рым-болта обязательно проверяют соответствие крепежного отверстия диаметру, а также шагу резьбы. Перед использованием осматривают крепеж на отсутствие деформации, трещин. Для обеспечения прочности и надежности соединения с изделий удаляют грязь, масло, коррозионные пятна. Во избежание перекоса начинают вкручивать болт вручную, постепенно подтягивая с применением ключа. Болт вкручивают по оси. Минимальная глубина вкручивания болта напрямую зависит от того, какой предусмотрен диаметр резьбы. Эта величина фиксируется в нормативных документах.
Схема, по которой устанавливают рым-гайку:
- С учетом диаметра резьбы накручивают гайку на болт.
- Затягивают крепеж, не прилагая избыточного усилия во избежание повреждения резьбы.
- Проверяют соединение в процессе контрольного испытания.
Как видим, болт вкручивают в отверстие с резьбой, а гайку непосредственно на болт. Усиления крепления можно добиться за счет применения шайб, контргаек. Также используют текстильные стропы, обеспечивающие равномерное распределение нагрузки.
Ошибки при монтаже
Установка рым-крепежа должна осуществляться в соответствии с правилами, ведь от этой процедуры зависит безопасность выполнения грузоподъемных работ. Допущенные ошибки могут спровоцировать падение груза, привести к травмам сотрудников.
Встречающиеся ошибки:
- перекос рым-болта при вкручивании;
- износ резьбы;
- несовпадение резьбы рым-гайки и болта;
- неправильный угол нагрузки;
- отсутствие фиксации крепежа от самоотвинчивания.
Запрещено использовать метиз, у которого вследствие многократного использования произошел износ резьбы. Правильная установка рым-крепежа является залогом безопасной эксплуатации.
Где применяется рым-крепеж
При покупке крепежа учитывают различные характеристики изделия, включая шаг резьбы, диаметр, допустимую нагрузку, а также материал, из которого изделия произведены.
Сегодня рым-гайки, рым-болты широко применяются во многих сферах, на производстве. Перечислим основные сферы использования:
- автомобилестроение;
- железнодорожная промышленность;
- металлургия;
- машиностроение;
- горнодобывающая промышленность;
- энергетическая отрасль;
- судостроение;
- нефтегазовая промышленность;
- деревообрабатывающая отрасль;
- сельское хозяйство;
- авиастроение;
- мебельная промышленность.
Использование рым-крепежа имеет ряд преимуществ. Изделия выдерживают высокие нагрузки, что обеспечивает надежность крепления. Они просты в применении, отличаются скоростью монтажа.