Цепные стропы - преимущества, прочность, износ

Цепной строп

Среди преимуществ цепных стропов — неприхотливость, ремонтопригодность и высокий запас прочности. Из всех типов строп цепные модели имеют самый долгий срок службы — 18 месяцев со дня ввода в эксплуатацию и 24 месяца со дня изготовления. Однако и эти стропы подвержены износу. Для безопасности такелажных работ необходимо вовремя проводить осмотр и выбраковку изделий.

Как часто проводится контроль строп:

  • Раз в 10 дней, если стропы используются регулярно.

  • Каждый раз перед началом такелажных работ, если стропы используются редко.

  • При частом использовании осмотр проводится перед началом смены стропальщиками и раз в 10 дней — специалистом, ответственным за безопасность.

За состояние строп отвечает инженерно-технический персонал. Специалисты контролируют срок эксплуатации цепных стропов и регулярно их осматривают. График и результаты осмотров заносят в журнал. Если изделие нельзя использовать дальше, его списывают или отправляют на ремонт.

Важно помнить, что запас прочности цепного стропа после ремонта не увеличится: ведь соседние звенья останутся изношенными. Именно поэтому их самостоятельный ремонт строго запрещён. Если новый строп вышел из строя из-за поломки одного звена, его возвращают изготовителю. Он решает, можно ли отремонтировать изделие, и проводит нужные испытания.

 

Как определить износ цепного стропа

Износ цепного стропа выявляется в ходе осмотров:

  • наружного — визуальный контроль исправности;

  • инструментального — контроль с использованием измерительных и других инструментов.

Что проверяется в ходе осмотров:

  • бирки и маркировки — их наличие, чёткость маркировок, соответствие паспорту изделия;

  • исправность соединительных элементов на конце строп;

  • диаметр и длина цепных звеньев — их тщательно измеряют и сравнивают с исходными, чтобы выявить отклонения.

Первые два пункта относятся к наружному контролю, третий — к инструментальному.

Признаки износа цепных строп:

  • погнутость, трещины, вмятины и другие механические повреждения;

  • следы термических повреждений;

  • истончение звеньев на 10% и более;

  • удлинение звена цепи на 3% от её диаметра.

Во всех этих случаях стропы выбраковывают.

Если отсутствует бирка, это также повод заподозрить, что срок эксплуатации цепного стропа исчерпан. То же касается нечитаемой или очевидно недостоверной информации на бирке.

На бирках отражены сведения о проведённых испытаниях строп, их грузоподъёмности, длине и другие характеристики.

 

Как рассчитать запас прочности цепного стропа

Для безопасности такелажных работ важно не только следить за исправностью, но и правильно подбирать запас прочности и размеры цепных строп. Запас прочности стропа — это отношение его разрывной нагрузки к нагрузке в отдельной ветви стропа. Он рассчитывается для многоветвевых стропов и показывает, во сколько раз разрывное усилие стропа может превышать нагрузку на отдельную ветвь. Проще говоря — показывает допустимую нагрузку на ветви.

Запас прочности цепного стропа указывается в паспорте и выражается цифрой не ниже 4. То есть разрывное усилие стропа превышает его грузоподъёмность как минимум четырёхкратно. Важно помнить, что все данные, указанные в паспорте и на бирке, актуальны при прямой строповке груза. При изменении схемы строповки нагрузочная способность стропа изменится, и её нужно будет рассчитать отдельно.

Рассчитывают запас прочности по формуле R = kзап´S, где kзап — коэффициент запаса прочности, S — нагрузка на ветвь, R — разрывное усилие стропа.

Этот показатель особенно актуален для цепных строп. Цепные стропы выдерживают огромные статистические нагрузки, но к динамическим устойчивы меньше, чем другие виды стропов. Правильно подобранный коэффициент запаса прочности стропа защищает его от обрыва под динамической нагрузкой (например, при резком подъёме груза). Персонал и грузы в безопасности, работы ведутся без задержек и простоев, а стропы не понадобится менять раньше времени.

 

Какие типы цепных стропов самые прочные

Выделяют разные типы цепных стропов в зависимости от:

  • конструкции;

  • класса прочности;

  • размера (калибра) цепи.

Прочность стропа напрямую зависит от калибра цепи. Он складывается из двух параметров:

  • площадь сечения (толщина прутка, из которого сделана цепь);

  • длина звена (чем короче, тем прочнее).

Маркируется калибр соответственно: от 6×18 мм до 32×116 мм, где первая цифра — площадь сечения, вторая — длина звена.

По конструкции выделяют одиночные и многоветвевые типы цепных стропов. Маркируются они так:

  • СЦ — одноветвевой строп. Представляет собой цепь с крюком, скобой или другим такелажным приспособлением на конце.

  • 2СЦ–4СЦ — так обозначают стропы с 2–4 ветвями. Они прочнее одиночной цепи и используются для крупных и габаритных грузов.

  • ВЦ — разомкнутая цепь без такелажных приспособлений.

  • УСЦ — цепь, замкнутая в кольцо.

  • СЦ1ВЗ — строп с одной замкнутой цепью.

  • СЦ2ВЗ — строп с двумя замкнутыми цепями.

Важный показатель, по которому делят цепные стропы, — размеры (длина). Цепные стропы редко превышают 8 м.

Различаются стропы и по грузоподъёмности:

  • 3-й класс — до 100 кг;

  • 5-й класс — до 300 кг;

  • 8-й класс — до 800 кг;

  • 10-й класс — до 1,2 т;

  • 12-й класс — до 3,1 т.

Если стропы работают при температуре окружающей среды свыше +200 °С, их грузоподъёмность рассчитывается индивидуально под данные условия.

Чтобы использовать все преимущества цепного стропа и не беспокоиться о безопасности, покупайте стропы в проверенных местах. «СтальПром» гарантирует качество и долгий срок службы.

Для функционирования сайта мы собираем cookie, согласно условиям обработки персональных данных