Как выбрать трос стальной грузоподъемный

Трос цельнометалический

Стальные канаты (или тросы стальные) применяются в разных областях: в буровых установках, вантовых конструкциях и пр. Шире всего они используются в грузоподъёмном оборудовании: кранах, лифтах, подъёмниках. Разнообразие технических характеристик позволяет купить трос стальной точно под задачу. В статье мы рассмотрим типы стальных канатов, области их применения и маркировку.

Все стальные канаты должны соответствовать ГОСТ 3241–91 или DIN 3051 — это основные государственный и международный стандарты.

Внутри каждого вида изделий существует своя классификация и свои нормативные документы. Например, отдельный стандарт имеет канат стальной ГОСТ 7669 80 двойной свивки типа ЛК-РО с металлическим сердечником. Это сделано для удобства — виды канатов разнообразны, описать их в одном документе не представляется возможным.

Классифицируют стальные канаты по материалам и технологиям изготовления, а также видам нагрузки. В процессе эксплуатации изделия испытывают вертикальные и горизонтальные нагрузки. Первые требуют жёсткости троса, вторые — гибкости. Так, стальной тяговый трос для лебёдок и талей должен иметь высокую эластичность, иначе будет заламываться и разрушаться при намотке на барабан.

Чтобы правильно выбрать стальной трос, рассмотрим их классификацию и специальные обозначения.

 

Стальной проволочный трос: виды и маркировка

Для примера возьмём канат стальной ГОСТ 3077 80 18,0-ГЛ-ВК-Л-ОС.

ГОСТ указывает на соответствие государственному стандарту, где первые четыре цифры — номер документа, последние две — год, когда он был принят. Большинство промышленных стандартов на стальные тросы было принято ещё в советские годы и продолжает оставаться актуальным, так как материалы и способы изготовления принципиально не изменились.

Также канаты классифицируются по следующим параметрам:

  • Диаметр. На это указывает цифровое обозначение (18,0). Чем канат толще, тем он прочнее и в то же время труднее в эксплуатации (большой вес, маленькая гибкость).
  • Назначение: грузовые (Г) и грузолюдские (ГЛ). Первые подходят только для перевозки «неживых» грузов: материалов, оборудования и пр. Вторые — для перевозки людей. Стальные тяговые тросы типа ГЛ широко используются в лифтах и подъёмниках.
  • Механические свойства проволоки. Стальные тросы делают из проволоки ВК — высокого качества. Также можно увидеть обозначения В — повышенного и 1 — нормального качества.
  • Сердечник — центральная ось, вокруг которой плетётся канат. Может быть изготовлен из металла (МС), органических или синтетических волокон (ОС). Цельнометаллические тросы более жёсткие, с органическими сердечниками — более эластичные.
  • Направление свивки прядей и самого каната. Свивать проволоку можно в левую (Л) или правую (П) сторону (по часовой стрелке или против). Канат состоит из нескольких прядей, которые могут быть свиты в ту же сторону, что и канат, или в противоположную. В первом случае канат маркируется как односторонней свивки (О), во втором — крестовой (К). У односторонних канатов выше риск раскручивания, но их проще визуально контролировать на предмет сгибов, разрывов, истирания.

 

Канат стальной с оцинковкой или ПВХ-оплёткой

Также нержавеющие тросы подразделяются по наличию и толщине покрытия:

  • С — с цинковым покрытием для среднеагрессивных условий работы. Оцинкованные тросы используются на открытом воздухе, в условиях повышенной влажности и среднего механического воздействия (пыль, песок).
  • Ж — с цинковым покрытием для агрессивных условий работы. Тросы с увеличенным слоем оцинковки подходят для производств с высокой температурой.
  • ОЖ — с цинковым покрытием для особо жёстких агрессивных условий работы. Справляются с кислотными средами.

Отсутствие маркировки указывает на нержавеющий трос без покрытия. В этом случае сталь покрывается смазкой. Такие тросы успешно используются в помещениях и в любых условиях без интенсивной влажности, химического и механического воздействия.

Дополнительно трос стальной грузоподъёмный может быть заключён в оплётку из ПВХ или другого материала. Плюсы полимерного покрытия:

  • защищает от коррозии и других внешних факторов;
  • повышает устойчивость к истиранию;
  • повышает удобство использования (нет риска пораниться о проволоку);
  • улучшает внешний вид изделия.

Трос металлополимерный служит в полтора раза дольше, чем трос без покрытия. Применяется в промышленных средах и горных работах. Тросы в цветной ПВХ-оболочке используют в городской среде как растяжки рекламных щитов, вантовых конструкций, в ландшафтном дизайне.

 

Трос нержавеющий: технология изготовления

Все стальные тросы изготавливаются из проволоки методом свивки (скручивания). Толщина проволоки может быть от 0,4 до 8 мм.

Этапы производства:

  • скручивание проволоки в пряди;
  • свивка прядей в канат;
  • покрытие каната оболочкой.

Скручивание, в свою очередь, также состоит из нескольких этапов:

  • Собственно скручивание. Проволока и пряди пропускаются через станок с вращающейся основой, которая и обеспечивает свивку.
  • Пропитка смазкой. Жидкое масло подаётся на проволоку или пряди в процессе свивки. Смазка дополнительно защищает трос нержавеющий от коррозии, продлевает срок его службы и снижает трение внутри изделия.
  • Калибровка. Свитые пряди или трос проходят через ролики с вертикальной нагрузкой. Они выравнивают диаметр, выпрямляют изделие и снимают внутреннее напряжение после скрутки.
  • Заключительный этап — нанесение полимерного покрытия (если необходимо). Специальные цветные гранулы расплавляются, и через эту смесь пропускается трос. Гранулы можно смешивать произвольно, получая почти любой оттенок. Пройдя через ёмкость с полимерным составом, трос охлаждается водой.

Готовый стальной проволочный трос наматывают на барабаны и отправляют на склад.

В одной пряди может быть от 18 до 60 нитей в пряди, чаще — не больше 36. Трос всегда состоит из 6 прядей, скрученных вокруг сердечника. Далее тросы могут быть свиты в более толстый (до 13 см в диаметре).

Чем больше прядей в тросе, тем он эластичнее. Если в приоритете жёсткость — используют трос цельнометаллический, представляющий собой одну прядь из толстой проволоки. Если нужна гибкость — берут канаты, свитые из тонкой проволоки в несколько прядей.

 

Как выбрать стальной тяговый трос для лебёдок и буксировки

На производстве регулярно проводятся испытания на разрыв. Трос цельнометаллический тянут в специальном станке, пока не порвётся, и замеряют усилие.

Прочность определяется по двум критериям:

  • разрывная прочность — показывает минимальную нагрузку, при которой трос начнёт разрушаться;
  • рабочая прочность (допустимое усилие) — показывает максимальную нагрузку, под которой трос может эксплуатироваться определённый срок без разрушений.

Область использования тросов регламентируется ГОСТами. Так, канат стальной ГОСТ 3077–80 широко применяется в пассажирских и грузовых лифтах, на канатных дорогах и в шахтных подъёмниках. Органический сердечник придаёт канату эластичность при прохождении блоков и намотке на барабан. Его ещё называют лифтовым канатом, что указывает на преобладающую сферу его использования.

Канат стальной ГОСТ 7669–80 со стальным сердечником отличается высокой жёсткостью и прочностью к вертикальным нагрузкам. Применяется в дорожных и шахтных подъёмниках, на металлургических производствах.

Чтобы не ошибиться с выбором, бывает удобнее проконсультироваться со специалистами. Сотрудники «СтальПром» будут рады ответить на все вопросы и подобрать тросы под ваши задачи.

Для функционирования сайта мы собираем cookie, согласно условиям обработки персональных данных